Просто нужно было дёшево и быстро заменить карбюраторы и установить катализаторы, не снижая темпов и количества продаж автомашин в «позеленевших» странах.
Судя по тому, что коды диагностики и сам принцип само-диагностики применяемые на американских системах, применены «у нас», можно сказать, что электронная часть системы принадлежит GM Delco SPI. Механическая часть, скорее всего - SPI Marelli/Weber, поскольку на корпусе узла дроссельной заслонки нанесена надпись Weber, а некоторые датчики итальянские
Одноточечные системы дискретного впрыска SPI Marelli/Weber
Система SPI Marelli/Weber (рис. 3.5) - типичный представитель семейства одноточечных дискретных СВТ. Иногда эти системы называют центральными или моноинжекторами, подразумевая, что имеется всего одна (моно) форсунка, установленная по центру впускного тракта.
Но когда моноинжектор именуют электронным карбюратором, это принципиально неверно, ибо карбюратор работает по принципу карбюрации - распыления и всасывания под действием разрежения и переменного проходного сечения, в то время как любая СВТ осуществляет принудительную инжекцию (впрыск) под давлением топлива.
Топливное дозирование системы моновпрыска менее точное, чем у распределенных дискретных СВТ, но значительно выше, чем у карбюраторов. Преимущество по сравнению с распределенными дискретными СВТ - сравнительная простота и дешевизна.
Рабочее (системное) давление топлива в моноинжекторах невелико - 0,07...0,12 МПа и поддерживается регулятором давления (РДТ) 4 (смотрите рисунок ниже). Оно не требует вакуумного регулирования, поскольку электромагнитная форсунка 15 установлена перед дроссельной заслонкой (по ходу воздуха), и ее выходное сопло все время находится при атмосферном давлении.
Форсунка впрыскивает 4 раза за рабочий цикл и имеет высокую производительность (порядка 400...500 мл/мин), так как обеспечивает топливом все цилиндры. Впрыск осуществляется широким конусом ("факелом"). Сопротивление обмотки составляет всего 1...1,5 Ом, что необходимо для повышения быстродействия (снижения инерционности). Это вынуждает во избежание перегрузки по току и перегрева подавать ток управления через добавочный резистор, в качестве которого иногда применяются высокоомные (3...4 Ом) провода от выходного каскада контроллера к форсунке. Кроме того, усложнена форма управляющего импульса - вначале подается короткий импульс открытия амплитудой 12 В, а непосредственно вслед за ним - импульс удержания малой амплитуды (2...3 В) необходимой длительности.
Масса всасываемого воздуха рассчитывается контроллером по данным датчика абсолютного давления 6, измеряющего разрежение во впускном коллекторе, датчика частоты вращения коленчатого вала (в распределителе зажигания 10) и корректируется с учетом датчиков температуры воздуха и двигателя 8 и 9, датчика положения дроссельной заслонки 7 (ДПДЗ). Сигнал ДПДЗ используется также для оценки скорости и ускорения углового перемещения заслонки, а также для распознавания режима холостого хода и отсечки топлива при торможении двигателем.
Контуры обратной связи по составу смеси и частоте холостого хода выполнены по обычной схеме.
Некоторые одноточечные СВТ (например, Bosch Mono-Jetronic и Mono-Motronic) имеют еще более простую и дешевую конструкцию - в них расход воздуха оценивается по частоте вращения коленчатого вала и углу открытия дроссельной заслонки. В этом случае основой расчета длительности импульса открытия форсунки является записанная в ПЗУ контроллера матрица, только вместо нагрузки на двигатель Q вписываются углы открытия заслонки . Для определения на вал заслонки монтируется ДПДЗ, регулировка которого допускается только в специализированных мастерских. корректируется с учетом сигналов датчиков температуры.
Рис. 3.5. Схема одноточечной системы впрыска SPI Marelli/Weber [3]:
1 - топливный бак; 2 - топливный насос; 3 – топливный фильтр; 4 – регулятор давления топлива; 5 - регулятор холостого хода; 6 - датчик абсолютного давления; 7 - датчик положения дроссельной заслонки; 8 - датчик температуры всасываемого воздуха; 9 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 - датчик частоты вращения и положения коленчатого вала в распределителе зажигания; 11 - контроллер; 12 - коммутатор зажигания; 13 - замок зажигания; 14 - аккумуляторная батарея; 15 - форсунка.
Судя по рисунку ниже, коммутатор с катушкой зажигания 12 точно «наши».
Датчики температуры воздуха 8 и температуры охлаждающей жидкости 9 показаны условно
Продолжение следует